Цели и задачи обучения
· формирование у дошкольников деятельностного интереса к информационным технологиям;
· творческое развитие личности педагога, развитие общих мыслительно-коммуникативных способностей;
· знакомство с возможностями конструктивно-игровых технологий.
Категория пользователей
Предлагаемый учебно–методический комплекс предназначен для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Продолжительность обучения
Данный УМК рассчитан на освоение дошкольниками конструктивно-игровых технологий на протяжении пребывания их в детском саду с 2 до 7 лет.
Уникальность УМК заключается в адаптации компьютерных сред: Scratch, Lego Mindstorms EV3 и NXT, LEGO WeDo для детей дошкольного возраста.
Материально-техническое оснащение УМК
Технические требования к реализации проекта минимальны и имеются в любом образовательном учреждении. Для работы в курсе требуется:
Компьютер стандартной комплектации, а также колонки, микрофон, желательно наличие интерактивной приставки или интерактивной доски.
Подключение к сети интернет.
Программное обеспечение: LEGO WeDO, Scratch, Lego Mindstorms EV3 и NXT, LEGO Digital Designer, Smart Notebook, Microsoft Office Power Point.
Содержание проекта.
Освоение данной технологии проходит поэтапно.
1 этап – конструирование (реализуется в рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОУ)
Возрастная категория: с 2 до 4 лет
Конструирование включено в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», реализуемой ДОУ программы НОУ центра имени Л.А. Венгера «Развитие +». Содержание образовательной деятельности по конструированию базируется на методических разработках Комаровой Л.Г. «Строим из LEGO» Линка – Пресс Москва 2001.
С помощью конструктора решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
- Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
- Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
- Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте.
- Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
- Обучение воображению, творческому мышлению.
- Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
- Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Обучение азам конструирования начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора , способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с конструктором из мелких деталей . Преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается.
2 этап – конструирование с использованием информационно-коммуникативных технологий (реализуется в рамках вариативной части общеобразовательной программы ДОУ)
Возрастная категория: с 5 до 6 лет
В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы LEGO Digital Designer. Содержание образовательной деятельности раскрыто в рабочей программе «LEGO дизайнер». (LEGO Digital Designer - программа представляющая собой виртуальный конструктор, с помощью которого можно собирать всевозможные 3D-модели. Как и в реальном конструкторе, здесь присутствует богатый выбор разнообразных деталей, цвет которых можно менять. Рабочую область программы можно приближать, удалять и разворачивать под любым углом. Готовые модели можно оценить при помощи режима предварительно просмотр).
Важным является тот факт, что в процессе виртуального конструирования у дошкольников формируются навыки компьютерной грамотности: навыки и умения, необходимые в работе с различными видами цифрового оборудования (компьютером, интерактивной доской, документ-камерой, графическим планшетом, диктофоном).
Организация образовательной деятельности на данном этапе выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми, соблюдены требования СанПин.
3 этап – конструирование с использованием робототехники (реализуется в рамках вариативной части общеобразовательной программы ДОУ).
Возрастная категория: с 5,5 до 7 лет
Программируемые и непрограммируемые модели конструктора и программное обеспечение к ним предоставляют прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Содержание образовательной деятельности по освоению дошкольниками робототехники раскрыто в рабочей программе «Робототехника в детском саду».
Конструктивно-игровые технологии позволяют старшим дошкольникам:
· совместно обучаться в рамках одной команды;
· распределять обязанности в своей команде;
· проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
· проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
· создавать модели реальных объектов и процессов;
· видеть реальный результат своей работы.
Описание используемых технологий.
УМК размещен в среде «Конструктор сайтов e-Publish» и использует многие интерактивные элементы этой среды: форумы, голосование, опросы, on-line конкурсы, тесты.
Виды и формы образовательной деятельности:
· методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;
· экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;
· деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию интерактивных элементов УМК;
· в УМК предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая, представленная в проектах рабочих программ «LEGO- дизайнер» и «Робототехника».
Формы и виды взаимодействия педагогов и родителей.
В системе организованы широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен. Форум дает возможность организовать обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. Блог позволяет оперативно, в режиме реального времени обсудить присутствующим участникам образовательного процесса срочные вопросы.
Влияние результатов проекта на качество образования.
Внедрение проекта позволит повысить качественное усвоение основной общеобразовательной программы ДОУ.